Эта история — в первую очередь, о живом уме, несгибаемой силе человеческого духа, преодолении любых преград и умении найти выход из самой невозможной ситуации. Кто-то использует этот фильм как идеальное средство для воодушевления: просмотр «Побега из Шоушенка» мотивирует и дарит надежду на лучшее.

«Я не подумал, что он что-то из себя представляет, когда увидел его впервые. Его можно было сбить легким ветерком. И это было мое первое впечатление».

Первый вывод о человеке — не всегда верный. Рэддинг видел в Дюфрейне слабака и богатого «маменькина сынка», но в итоге именно Энди стал единственным человеком, который сбежал из Шоушенка.

«Я верю в две вещи: дисциплину и Библию. Здесь вы получите и то, и другое».

Самюэл Нортон — бесчестный управитель тюрьмы, который прикрывает свою жестокость напускной набожностью. Вывод все тот же: первое впечатление обманчиво, праведник легко оказывается страшнейшим из грешников. Иронично, что именно Библия его в итоге и подвела — благодаря ней Дюфрейн бежал из Шоушенка, спрятав в ней молоток.

«Я не одобряю все это, но в любом правиле можно сделать исключение».

Жизнь — непредсказуемая штука. Обстоятельства вынудили Дюфрейна оказаться по ту сторону закона, и привычные правила больше не действуют. Ему пришлось стать более гибким, чтобы бежать из Шоушенка.

«Эти стены плохо действуют на людей. Сначала ты их ненавидишь, потом — привыкаешь, а затем ты от них зависишь. Вот что такое тюремный человек».

Тюремная система необходима, но в корне порочна, так как закрепляет за преступником его мрачную «профессию» на всю оставшуюся жизнь — как минимум, в душе. И, выйдя из тюрьмы, человеку приходится заново обретать себя на воле — а кто-то вновь идет на преступление, чтобы вернуться.

«Не могу поверить, как все быстро движется здесь, на воле. Я видел один автомобиль, когда был маленький. А теперь эти машины повсюду. Мир стал катиться дальше и стал почему-то торопиться».

В тюрьме (и в любой другой неволе) жизнь человека останавливается. Ничего не происходит, естественное движение времени прекращается. Каждый день — это еще один день вне нормального порядка вещей.

«В том-то и прелесть музыки: ее не могут конфисковать. Ты разве не чувствовал, что музыка имеет такое свойство? Внутри человека есть место, до которого никто не может добраться».

Всего с собой не унесешь. А в неволе и любой трудной ситуации можно остаться лишь с богатством собственного духа. Когда человеку нечего терять — он обязательно потеряет все. Но если у него есть что-то внутри, что он боится утратить, оно будет хранить его дух.

«Знаешь, что мексиканцы говорят про океан? Что у него нет памяти. Вот почему я хочу жить там до конца своих дней».

Разумеется, речь не про сам океан, а про город Сиуатанехо, куда после тюрьмы хочет уехать герой. Истинную гармонию человек обретает вне цивилизации, наедине с природой и самим собой.

«Миллиарды лет формировались горы. Все, что нужно, это терпение и время».

Кажется, тут и комментариев лишних не нужно. Двадцать лет понадобилось Энди Дюфрейну для того, чтобы спланировать и осуществить свой побег. За это время он не утратил своей человечности и не сдался.

«Когда я представляю, как Энди едет на машине с открытым верхом, я смеюсь. Энди, который прополз по дерьму и вышел чистым».

За двадцать лет, которые главный герой провел в тюрьме, он испытывал унижения, побои, насилие и ущемление его человеческого достоинства. Все это закалило его дух и, выбравшись из Шоушенка, герой начал свою жизнь заново.

«Я смотрю на себя, молодого пацана, который совершил преступление. Мне жаль, что я не могу поговорить с ним, я бы попытался вразумить его. Сказать ему, что ждет его в будущем, но не могу. Этого мальчика уже нет и с этим мне придется жить до смерти. Так что давай, бери свой штамп и ставь его. Мне наплевать, какой штамп ты поставишь».

Эллис Бойд Рэддинг большую часть своей жизни провел в тюрьме, несколько десятков лет пытаясь добиться своего освобождения. Если бы он знал в начале пути, чем чреват его проступок, он бы его не совершил, но прошлое всегда остается в прошлом.

Источник: timeout.ru