Королевский Космический Корпус: Крылья Хоннеамиз (Ôritsu uchûgun Oneamisu no tsubasa, 1987, реж. Хироюки Амага)

В альтернативном мире, похожем на наш времен Холодной войны, молодой курсант, мечтающий о полетах, попадает в военно-космические войска. Казалось бы, мечта сбылась – но на самом деле Королевский Космический корпус не более чем уловка правительства, ведь, по факту, в космос до сих пор так никто и не летал. Широцугу решает изменить это и с недюжинным рвением берется за освоение профессии космонавта – а где-то рядом зреет война.

В СССР японские мультфильмы пользовались невероятной популярностью (например, «Корабль-призрак» Хироси Икэды), но этот удивительным образом прошел мимо советского зрителя, да и современного тоже. Наверное, потому, что в его альтернативной реальности удивительно точно расставлены акценты: местный аналог Советского Союза саботирует разработки японских ученых, где-то за бугром собирается с силами некая ядерная держава (в которой трудно не узнать США), а бравый ультрастаночник Широцугу работает над тем, чтобы опередить локального Гагарина с фразой «Поехали!», противопоставляя свой искренний гуманистический энтузиазм милитаризму своих соотечественников.

Шепот сердца (Mimi wo sumaseba, 1995, реж. Есифуми Кондо)

Девочка Сидзуку обожает читать и постоянно берет книги в библиотеке, и однажды обнаруживает, что до нее одни и те же тома все время выписывал некий Сэйдзи. Познакомившись с молодым парнем, она влюбляется – но, как и положено, не все проходит ровно. Параллельно Сидзуку работает над фантастическим романом о говорящем коте, в котором отражаются ее внутренние переживания.

Как режиссер Кондо успел создать только этот мультфильм (не считая короткометражки «Семечко небесного цвета»), имея до этого лишь опыт работы ведущим художником на студии Хаяо Миядзаки, и дело не в отсутствии продуктивности – через три года Есифуми умер от аневризмы. Очень жаль: «Шепот сердца» получился очень трогательным и честным мультфильмом о подростковой первой любви. Этот мультфильм не стыдно посмотреть со своими детьми – он поможет рассказать, что такое «бабочки в животе», когда ты еще совсем мал и ничего толком не понимаешь. А взрослые могут предаваться ностальгии по школьным временам.

Паприка (Papurika, 2006, реж. Сатоси Кон)

В недалеком будущем в Японии разработали устройства, которые позволяют записывать и транслировать сны пациентов. Этим изобретением увлекается психиатр Тиба, чтобы излечить особенно трудных пациентов – он «внедряется» в их сознание в образе альтер-эго, доброжелательной девушки по имени Паприка. Однажды группа террористов выкрадывает сны нескольких пациентов и внедряет в их сознание фантазии сумасшедшего человека, что приводит к всеобщему безумию.

Если вы думаете, что аниме – это всегда только лишь милые мальчики и девочки с огромными глазами, то после «Паприки» вы точно измените свое мнение. Этот по-настоящему безумный мультфильм, придуманный фантазером-визионером Сатоси Коном, напоминает одновременно «Матрицу» и «Начало» – если смешать их в равных долях и приправить стилистикой Дэвида Линча. И, несмотря на фантастичность сюжета, он по-своему пугает актуальностью тематики – может, не за горами времена, когда можно будет выкладывать свои сны в соцсетях и выслушивать негативные комментарии за них.

Волчьи дети Амэ и Юки (Ookami kodomo no Ame to Yuki, 2012, реж. Мамору Хосода)

Юная девушка Хана знакомится с молодым человеком, который оказывается последним представителем древней расы оборотней. После его смерти от их союза остаются сын и дочь – и от Ханы зависит, сможет ли она воспитать из них тех, кто возродит род ее возлюбленного. Но на ее пути все время встают преграды – вынужденная изоляция детей с волчьими хвостами, вопросы со стороны органов опеки и отказ от любой личной жизни.

В других культурах волк часто отождествляется со злом, но для японцев он является одним из священных животных и олицетворяет дух леса, примеров в одной только анимации – масса («Принцесса Мононоке», «Волчица и пряности», «Волчий дождь»). Несмотря на свою фэнтезийную оболочку, конечно, мультфильм остросоциальный – вместо хвостов у Амэ и Юки могли быть физические дефекты (похожий ход был в российском фильме «Зоология»), психические отклонения и другие отличия от «нормальных» детей.

Форма голоса (Koe no katachi, 2016, реж. Наоко Ямада)

Школьный хулиган Сеи постоянно издевался над глухонемой девочкой Секо, потешаясь над ней перед одноклассниками – но, когда она перевелась в другую школу, сам стал объектом травли, более того – узнал, что был им все это время. Оставшись без друзей, Сеи, отчаявшись, решается на самоубийство, но перед этим решает помочь Секо и найти для нее друзей, которые примут ее такой, какая она есть.

Несмотря на такую мрачную завязку, на самом деле это удивительно тонкое, оптимистичное и гуманистическое аниме, которое можно смотреть всей семьей. Детей оно научит доброте и уважению к окружающим, взрослым укажет на возможные ошибки и подскажет, как можно их исправить, пока еще не слишком поздно. Но главное – оно учит, как нужно общаться с людьми, которые отличаются от нас. И, что важно, делает это без назидательности и назойливых нравоучений – в конце концов, даже откровенно неприятный поначалу Сеи становится понятен и заслуживает уважение зрителя.

 

Источник: timeout.ru