«Если я выкрутилась в России — сможете и вы» — сказала Ян Гэ в одном из интервью, посыпавшихся, как из рога изобилия, после премьеры фильма «Троица» на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. У нее есть все причины так говорить: девушка взрастила свой талант не на родной почве, в окружении незнакомых людей, неизвестной культуры и совершенно иного менталитета.
Полтора месяца назад Ян Гэ стукнул 31 год. В России она уже десять лет — с момента переезда из родного Китая. Здесь она поступила в 2009 году в Тульский государственный университет на бюджет благодаря программе по обмену, чтобы учиться на переводчика. Но долго там не задержалась — маленькую изящную девушку тянуло на сцену, что неудивительно: ее мама — бывшая певица, которая исполняла песни на заказ в специальных музыкальных клубах родного Пекина. Дочке она, правда, категорически не советовала начинать творческую карьеру, как минимум потому, что мать забросила ее как раз из-за отсутствия какой-либо свободы самовыражения на работе: заплатили деньги, спела и ждешь следующего заказа. Кроме того, мама хотела, чтобы дочь сделала карьеру переводчика, и даже заложила их дом в Китае для этой цели. Но Ян Гэ, что свойственно ее темпераменту, и тут все сделала по-своему.
В 2010 году она поступает во ВГИК в актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Соловьева, режиссера легендарной «Ассы». Адаптация к реалиям творческой среды России для девушки была не самой простой: как минимум, языковой барьер не позволял в полной мере выстраивать коммуникацию на первых порах, да еще и трудности, связанные с именем (Ян — фамилия девушки), и было бы странно, если среди Иванов, Алексеев и Марий ее звали бы не иначе как Гэ. Поэтому друзья придумали ей ласковое прозвище Гэша. Постепенно и с языком наладилось, и не в пример более открытые русские студенты стали понятнее, оставалось лишь решить вопрос с деньгами. Это и подтолкнуло Ян Гэ к первому шагу навстречу сцене.
Девушка с детства любила петь, несмотря на нежелание матери видеть дочь в творческой стезе. Нехватка средств побудила ее по совету знакомого принять участие в народном шоу «Голос» — миллион рублей в качестве награды победителю были неплохой мотивацией. Победительницей Ян Гэ, правда, так и не стала, хоть и дошла до финала, зато запомнилась необычными выступлениями — например, в одном из туров девушка, вместо того, чтобы надеть красивое платье, вышла на сцену в детском костюме динозавра, вопреки советам куратора шоу и ее наставника Димы Билана.
Музыка у актрисы-певицы-режиссерки соответствующая: странноватая, непривычная российскому уху солянка из тонкоголосого мамбл-пения на манер Монеточки, наэлектризованных синтов с ритмами от расслабленного регги до диско-попа, и примеси восточных мотивов. Вкупе с азиатской внешностью Ян Гэ производила впечатление инопланетянки — недаром ее последний на данный момент мини-альбом называется «Человек не с Земля».
Экстравагантную артистку заметили сразу: в 2012 году Ян Гэ приняли в основной состав «Гоголь-центра», одного из самых прогрессивных театров Москвы на данный момент, а позже стали активно звать в различные кинопроекты. Правда, чаще всего (по понятным причинам) ей доставалась роль различных азиаток: мигрантка из Средней Азии в «Норвеге» Алены Званцовой, диктор на азиатском телеканале в «Притяжении», китаянка-пассажирка в «Экипаже», восточная массажистка в «Матильде». Наверное, это и побудило девушку заняться режиссурой: желание развеять сложившиеся вокруг нее клише и выйти за рамки навязанного образа «не такой». Кстати, в театре она играла, например, роль Нины Заречной из чеховской «Чайки», и диссонанса никто из зрителей не ощущал.
Кадр из фильма «Матильда»
Правда, дебютный режиссерский проект все равно выдавал ее «инаковость» с головой. «Ню» казался совершенно диковинной зверушкой в конкурсе Московского международного кинофестиваля, где в 2018 году впервые был презентован публике. Полубиографическая эротическая драма с самой Ян Гэ в главной роли, о судьбе девушки, которая страдает от сексуального голода и моральной неудовлетворенности, балансировала между тонкостью натуры самой постановщицы и откровенно издевательским чувством юмора, между интимным высказыванием о наболевшем и довольно смелым обнажением Ян Гэ в кадре на грани творческого эксгибиционизма. Мнения были, как правило, диаметрально противоположные — кто-то говорил о новом уровне искренности в кино, а кто-то окрестил «Ню» едва ли не худшим фильмом года. Но своего девушка добилась: хорошенько встрепенула публику и даже заполучила специальный приз жюри. И на этом не остановилась.
Потому что уже в следующей своей картине провокативность видеоряда только усилилась. «Троица», который выходит в прокат 24 октября, казался логичным продолжением «Ню»: снова Ян Гэ играет главную роль — преподавательницы китайского, которая закручивает роман с темнокожим студентом, что становится причиной похода вместе с мужем сперва в церковь, а потом и к психологу. По признанию самой Ян Гэ, в ее жизни есть лишь два истинных удовольствия: еда и секс. Последнего в картинах режиссера немало: она довольно смело обнажает тему измен, крайне актуальную для нашей страны с ее 84 разводами на сотню браков.
И снова реакция на фильм была крайне неоднозначная: часть журналистов и зрителей расхваливали смелость режиссера и бьющую через край энергетику, включая сцену с психологом, на которой, кажется, все на показе фильма на «Кинотавре» надорвали животы от смеха. Другие говорят про еще одну порцию самолюбования, общее дурновкусие в исполнении, экстраполяцию личных проблем режиссера на больную для россиян тему в целом. Но тут стоит вспомнить слова, которые Ян Гэ произнесла в одном из интервью, о том, что в Китае, на культуре которого она воспитывалась 20 лет, брак — гораздо более строгий институт, нежели в России, измены там считаются делом постыдным, а здесь люди живут гораздо более свободно и не боятся признаться в том, что им наставили рога, и уйти после этого, вместо того, чтобы терпеть.
Сейчас Ян Гэ занята еще в нескольких проектах как актриса, дописывает новый альбом, продумывает идею для нового фильма, снимает клипы и готовится к зарубежному прокату «Троицы», которым будет заниматься кинокомпания Тимура Бекмамбетова Bazelevs. В таких условиях у девушки не остается никакого пространства для личной жизни: из двух любимых удовольствий — еды и секса — хватает лишь первого, второй она компенсирует своими фильмами. Но у нее, похоже, отлично: как признается сама Ян Гэ, «это ад, но весело».
Источник: