Образ, купленный меценатом, руководителем компании «Меркатор Холдинг», считался безвозвратно утерянным

Данные обмеров, особенности письма, даже следы гвоздей и «ожоги» от свечей и лампад подтверждают подлинность пропавшего и обретенного образа времен царя Алексея Михайловича. 

«В России был Ренессанс. У нас было свое Возрождение – православное», – считает Станислав Юрьевич Николаев, председатель Совета Директоров ООО «Меркатор Холдинг».

Вместе с тем он ценитель старины и меценат. Именно благодаря ему страна получила старинную церковную реликвию – чудотворную икону «Спаса Москворецкого», считавшуюся безвозвратно утерянной.  

Точную дату написания образа мы не знаем, как и имя ее автора. У русских иконописцев не было традиции подписывать свои творения. Известно лишь, что икона была создана северным мастером и, по всей вероятности, во второй четверти XVII столетия.

Она попала в Москву благодаря Стефану Вонифатьеву, духовнику царя Алексея Михайловича ― так его отблагодарили монахи Соловецкого монастыря, куда Вонифатьев делал крупные вклады. Образ, официально называемый «Господь Вседержитель», разместили в часовне у бывших Москворецких ворот.

Благодаря этому он получил «народное» имя – «Спас Москворецкий». Отсюда же берет начало «москворецкий» иконописный извод: оплечное изображение Христа, с правой рукой, замершей в благословляющем жесте, и левой, держащей Священное Писание.  

После октябрьской революции икона была передана в Исторический музей. Бережное обращение с ней отмечает в своем дневнике Алексей Васильевич Орешников, главный хранитель музея. Однако его запись, датируемая 1927 годом, является последним упоминанием о старинной реликвии. Вскоре «Спас Москворецкий» бесследно пропал: была ли ценность выкрадена или потеряна по нерадивости – неизвестно.  

Но история образа на этом не закончилась. В 2018 году старинную икону приобретает меценат Станислав Юрьевич Николаев. Было время сомнений: действительно ли это тот самый «Спас Москворецкий», к которому сходились тысячи паломников, кто за исцелением, кто за утешением?

Специалистам-реставраторам удалось отмыть икону от позднейших записей, открыв первоначальный вид. Это беда всех старинных икон: со временем краски на основе олифы темнели, и потускневшие лики «подновляли», нередко – со значительными искажениями. Так жертвой невежественных «богомазов» в свое время стала «Троица» Андрея Рублева. 

Открытие изначального письма позволило утверждать с уверенностью, что это подлинный «Спас Москворецкий». Так, на иконе записан тропарь второго гласа, входящего в службу Спасу Нерукотворному, в редакции 1646 года. Это было до церковной реформы патриарха Никона.

Есть и другие косвенные подтверждения подлинности образа: следы, оставленные гвоздями, крепившим ризу, и изменения досок, вызванные близким соседством лампад и свечей. Наконец, размеры приобретения господина Николаева идентичны результатам обмеров, сделанных сотрудниками музея в 1921 году. Новообретенную реликвию решено было сделать общим достоянием.

«Чудотворная икона должна дарить чудеса всем страждущим», – убежден глава совета директоров «Меркатор Холдинг».

По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла он безвозмездно передал церковную реликвию в Собор Василия Блаженного. Торжественную передачу совершили 14 октября 2019 года. В настоящее время икона доступна для всех желающих. 

Ксения АНДРЕЕВА

Источник: utro.ru